Четверг, 25.04.2024, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Буран - Witarint>>>Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
Ваша группа:Гости
Количество дней с момента регистрации:
Всем заинтересовавшимся отписаться в этой ТЕМЕ
Участник Премии Рунета 2008
  • Страница 1 из 1
  • 1
Witarint>>>Форум » Разное » Космонавтика » Буран (Cоветский многоразовый транспортный космический корабль.)
Буран
vasecha Дата: Среда, 19.09.2007, 21:54 | Сообщение # 1 |
Подполковник

« »
Буран
Как жаль,что в России это никому больше не нужно......

Олег Дмитриевич БАКЛАНОВ (г.р. 1932) — выдающийся организатор советской оборонной и ракетно-космической промышленности, один из создателей орбитальной космической станции "Мир", универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия—Буран".
«Дело в том, что, создавая ракету «Энергия» и корабль «Буран», мы в отличие от Соединенных Штатов сразу решали и вторую задачу - создание мощного носителя. Если первый вариант запущенной ракеты выводил на орбиту полезную нагрузку в 105 тонн, то последующая ее модернизация, за счет того, что мы наращивали топливные баки, повышали ресурс работы двигателей, уже могла выводить в космос порядка 200 тонн. То есть мы могли создать межпланетную станцию, которая бы ушла с человеком к Марсу и вернулась бы на Землю. Вот на что мы шли».
Ракета «Энергия» была сделана таким образом, - и здесь заслуга Главного конструктора академика Валентина Глушко, - что на ней могли сегодня «Буран» поставить, завтра - марсианский корабль. Это будет не бак с горючим, как у американцев, - говорил Глушко, - а ракета. Многоступенчатая ракета с двигателями.
Кроме того с помощью «Энергии» могли решаться задачи оборонного характера.
Наш «Буран» создавался после «Шаттла». И, конечно, опыт, который имели американцы, разработчики «Бурана» учитывали. Не то чтобы какие-то их чертежи использовали, а просто, когда есть опыт, как-то по-другому работает мысль. Но отечественный «Буран», как считают многие специалисты, безусловно, более совершенный аппарат, чем «Шаттл».
Еще одно отличие «Бурана» от «Шаттла»: все наши двигатели - на жидком топливе, у американцев первая ступень («боковушки», которые взорвались на «Чэлленджере») - твердотопливная. При старте у нас только на высоте 160 километров включаются маршевые двигатели «Бурана», у американцев - все с первой же секунды полыхает сразу.
Наконец, отличие, которое особенно подчеркивают все специалисты. «Буран» умеет летать в беспилотном автоматическом режиме - именно таким и был первый, испытательный полет. «Шаттл» способен летать на автопилоте, но посадке без участия человека он не обучен. Казалось бы, деталь незначительная. Вспомним, однако, повесть Джеймса Олдриджа «Последний дюйм». Там проводится такая мысль, что при посадке самолетов последний дюйм – самый трудный, опасный. Сколько самолетов разбилось из-за этого заколдованного последнего дюйма! Поэтому американцы на «Шаттле» решили не рисковать. Даже если снижение корабля идет в автоматическом режиме, за два-три метра до касания посадочной полосы пилот берет штурвал в свои руки. Судьба же «Бурана» была целиком доверена ЭВМ - математическое обеспечение на советском корабле было мощнейшее. Редкий случай, когда отечественные ЭВМ оказались «умнее» американских. Как рассказывал главный конструктор радиотехнической системы автономной посадки Юрий Филаретов, ЭВМ «захватывает» космический самолет, едва он достигает так называемой «ключевой точки» (25-30 километров до аэродрома), и обеспечивает выведение на посадочную полосу. Выведение должно быть безошибочным - второй заход на посадку для планирующего «Бурана» невозможен. Кстати, американцы благодаря самой природе избавлены от подобных забот - «Шаттл» садится на идеально ровную и необъятную поверхность высохшего озера.
В заключение, еще об одной, важной, как нам кажется, отличительной особенности советского многоразового корабля. Ракетно-космическая система «Энергия - Буран» является сложнейшим техническим комплексом. Поэтому, в особой степени стоит вопрос надежности комплекса и обеспечения безаварийного исхода полета. С этой целью в ряде наиболее жизненно-важных систем применено многократное резервирование и дублирование. Принято было и такое принципиальное техническое решение, как управляемый полет ракеты-носителя в случае отказа одного из маршевых двигателей первой или второй ступени. Такое решение позволяло вывести корабль на низкую орбиту или на одновитковую траекторию полета с последующей посадкой на аэродром. В конце маневра корабль мог отделяться от ракеты-носителя и приходить на аэродром. При наличии экипажа на борту корабля в случае возникновения отказов, угрожающих безопасности людей, дополнительно предусматривалось экстренное отделение корабля от аварийной ракеты-носителя и посадка корабля на одном из резервных аэродромов либо катапультирование членов экипажа.

19 лет назад с космодрома Байконур впервые стартовал советский орбитальный самолет многоразового использования "Буран". Он был выведен в космос ракетой-носителем "Энергия", совершил два витка вокруг Земли, после чего успешно приземлился на специальную посадочную площадку космодрома. Запуск "Бурана" убедительно доказал тогда США, что Советский Союз владеет космическим самолетом, по основным характеристикам значительно превышающим возможности американских "шаттлов".

Однако позже эта программа из-за финансовых проблем была свернута. Но и сейчас у научно-производственного объединения "Молния" есть чем гордиться. Разработана многоцелевая авиационно-космическая система /МАКС/, подобной которой в мире пока нет. Уникальность системы в том, что она позволяет существенно снизить затраты на выведение полезной нагрузки на орбиту в 5-10 раз по сравнению с зарубежными аналогами. Проблема же - вновь в нехватке средств на дальнейшее развитие программы, сообщил ИТАР-ТАСС представитель НПО "Молния".

---------- СООБЩЕНИЕ ТАСС ----------

15 ноября 1988 года в Советском Союзе проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования "Буран".
После старта универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем "Буран" орбитальный корабль вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме на посадочной полосе космодрома Байконур.
Это - выдающийся успех отечественной науки и техники, открывающий качественно новый этап в советской программе космических исследований.
Корабль "Буран" построен по схеме самолета типа "бесхвостка" с треугольным крылом переменной стреловидности, имеет аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы, - руль направления и элевоны. Он способен совершать управляемый спуск в атмосфере с боковым маневром до 2000 километров.
Длина "Бурана" 36.4 метра, размах крыла около 24 метров, высота корабля, когда он стоит на шасси, более 16 метров. Стартовая масса корабля более 100 тонн, из которых 14 тонн приходится на топливо. В его обширном грузовом отсеке может размещаться полезный груз массой до 30 тонн. В носовой отсек вставлена герметичная цельносварная кабина для экипажа и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки. Объем кабины более 70 кубических метров.
Очень важной особенностью "Бурана" является его мощная тепловая защита, обеспечивающая нормальные тепловые условия для конструкции корабля при прохождении плотных слоев атмосферы во время посадки. Теплозащитное покрытие состоит из большого числа (около 38 тысяч) плиток, изготовленных с высокой точностью из специальных материалов (кварцевое волокно, высокотемпературные органические волокна, частично материал на основе углерода) по программам, учитывающим место установки каждой плитки на корпусе.
В хвостовой части корабля расположена основная двигательная установка, две группы двигателей для маневрирования размещены в конце хвостового отсека и передней части корпуса.
Бортовой комплекс управления состоит более чем из пятидесяти систем, которые управляются автоматически по программам, заложенным в бортовую вычислительную машину.
Первый полет "Бурана" продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу длиной около 5 километров и шириной 80 метров, созданную в районе космодрома Байконур. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.
Сделан новый выдающийся вклад в освоение космоса, советская наука и техника одержали блестящую победу.

Технические характеристики

Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. Космический корабль был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия» и после облёта Земли произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличии от «шатла», который до сих пор может совершать посадку только на ручном управлении.

Уникальные наработки, полученные при создании «Бурана», до сих пор используются в отечественной ракетно-космической технике.

При внешнем сходстве с американским «шаттлом», орбитальный корабль «Буран» является принципиально более совершенным космическим аппаратом, превосходящим «шаттл» по многим параметрам. «Буран» опередил своё время, но его полёт совпал с периодом к власти М. С. Горбачева и уже наступающим в стране кризисом.

В 1990 работы по программе «Энергия»—«Буран» были приостановлены, а в 1993 программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Сейчас ведётся разработка нового проекта МАКС теперь уже на принципах самоокупаемости, так что передовые разработки, полученные при создании «Бурана», не пропали даром.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно, например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния».

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 гг. его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.

Kонструктивно-компоновочная схема (технографика) ОК "Буран"

Запуск

К этому полету готовились более 12 лет. И еще 17 дней из-за отмены старта 29 октября 1988 г., когда за 51 с до него не прошло нормальное отведение площадки с приборами прицеливания и была выдана команда на отмену старта. А затем слив компонентов топлива, профилактика, выявление причин отказа и их устранение. "Не торопиться! - предупреждал председатель Государственной комиссии В.Х.Догужиев. - Прежде всего безопасность!" Все происходило на глазах миллионов телезрителей... Очень высоко напряжение ожидания...

Посадка



Байконур.Универсальный комплекс "Стенд-Старт "

Конец....

Беда, как известно, всегда приходит неожиданно. В полдень 12 мая обрушилась кровля монтажно-испытательного корпуса на 112-й площадке космодрома. Несмотря на то, что этот день был выходным, весть о случившемся облетела Байконур молниеносно, а спустя час-два о ЧП на южном космодроме, в результате которого погибли люди, "заговорили" все ведущие российские и зарубежные СМИ. Под завалами оказались космический корабль "Буран" с РН "Энергия", в недавнем прошлом - гордость отечественной космонавтики, в момент аварии - музейные экспонаты.

Перекрытия трех из пяти пролетов МИКа обрушились в 11:35 местного времени. На тот момент было известно лишь то, что в этот день бригадой из восьми человек проводился ремонт кровли. На место аварии сразу же выехали руководители космодрома и города, милиции, прокуратуры, ФСБ. Приказом директора Федерального космического центра Е.Кушнира был создан штаб по ликвидации последствий аварии, приказом главы городской администрации Г.Дмитриенко - аварийно-спасательная группа. Однако самостоятельно к поисковым работам она приступить не смогла. Нависающие бетонные конструкции и оставшиеся без опоры стены многометрового сооружения из-за сильных порывов ветра могли обрушиться в любую минуту. На спасение пострадавших не было даже малейшей надежды.
К часу ночи прилетела группа спасателей МЧС во главе с заместителем министра Г.Короткиным. Рано утром 13 мая при сильном порывистом ветре и дожде спасатели приступили к разбору завалов. Работали сменами по 13 человек. Когда ветер несколько поутих, к поиску погибших приступила и аварийно-спасательная группа. В течение суток были найдены тела семерых рабочих.

Использованы материалы с сайта www.buran.ru


 
Witarint>>>Форум » Разное » Космонавтика » Буран (Cоветский многоразовый транспортный космический корабль.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Дополнительные смайлики:

Copyright WitarintCorp © 2024

Используются технологии uCoz